Воскресенье, 22.10.2017, 14:56     Мобильная версия

Главная » Вселенная

Все звезды породил магнит...

Группа астрономов из Института астрономии имени Макса Планка (Германия) пришла к выводу, что все звезды во Вселенной зародились благодаря магнитным полям, возникающим в облаках космического газа. Именно магнитное притяжение способствует перекачке материи в области с большей плотностью, где впоследствии и происходит формирование небесных светил.

Ранее ученые выяснили, что звезды формируются путем конденсации газово-пылевых облаков. В пользу этой версии говорит и то, что группы молодых звезд расположены именно в спиральных рукавах галактик, где, согласно радиоастрономическим наблюдениям, происходит концентрация межзвездного газа. В 1969 году Ричард Ларсон из Калифорнийского технологического института в своей диссертации подробно описал процесс образования отдельной звезды из газопылевого облака.

В состав таких облаков входят в основном молекулы водорода. До недавних пор оставалось не вполне ясным, каким образом атомы водорода собираются в молекулы, так как в космических условиях это является весьма сложным процессом. Непонятно было также и за счет чего формируются области, плотность которых в сотни, а то и в тысячи раз выше, чем у окружающего их межзвездного газа — так называемые "дозвездные" ядра, из которых впоследствии рождаются маломассивные светила. Формирование дозвездных ядер происходит в два этапа.

На первом из них на газопылевое облако воздействуют сверхзвуковые турбулентные потоки, которые инициируют образование газовых нитей, а на втором — гравитационные силы, в результате чего масса самых плотных нитей постепенно увеличивается, и, наконец, они распадаются на отдельные ядра. Это показали недавние исследования при помощи телескопа "Гершель" трех газовых облаков в поясе Гулда, где в конце XIX века было зафиксировано скопление молодых массивных звезд. Эти облака получили названия IC 5146, Aquila и Polaris.

На снимках, сделанных "Гершелем", хорошо видна сложная сеть газовых нитей длиной в несколько десятков световых лет, в которых уже образовались компактные ядра. Одни ядра связаны между собой гравитацией и "собираются" стать звездами, другие пока еще представляют собой сгустки вещества с увеличенной плотностью.

Хотя версия о магнитных взаимодействиях возникла уже давно, еще не так давно одни исследователи считали, что магнитное поле выстраивает атомы в одном месте вдоль своих силовых линий, а другие — что силы гравитации и турбулентное движение газа внутри облака полностью нейтрализуют магнитное воздействие.

Чтобы положить конец диспуту, команда астрофизиков при помощи гавайского телескопа SMA провела наблюдения за галактикой М 33 в созвездии Треугольника, которая расположена в трех миллионах световых лет от Земли. Ее расположение по отношению к нам очень удачно для того, чтобы наблюдать молекулярные облака.

Отслеживая спектры излучения, идущего от различных областей наблюдаемой галактики, исследователи обнаружили, что магнитные поля, которые связаны с шестью наиболее массивными облаками, имеют очень упорядоченную структуру, а их силовые линии ориентированы вдоль спиральных рукавов изучаемой галактики. По мнению экспертов, если бы турбулентность в молекулярных облаках подавляла влияние магнитных полей, то магнитные линии имели бы хаотическую направленность. Значит, именно магнитное поле концентрирует газ таким образом, что из него впоследствии формируются звезды.

Меж тем, из газовых облаков могут получаться не только звезды, но и, например, черные дыры. Такую гипотезу недавно выдвинули Педро Монтеро и его коллеги из того же Института Макса Планка. Как полагают ученые, сначала облака в результате коллапса превратились в черные дыры средней массы, которые, в свою очередь, поглотив еще большее количество материи, перешли в разряд сверхмассивных (их масса может составлять несколько миллионов солнц).

Хотя, говорит Педро Монтеро, гигантские газовые облака не всегда образуют черные дыры, они могут постепенно сжиматься под действием собственного веса и уплотняться, отчего в них происходят ядерные реакции. Поэтому такие объекты могут являться источником мощных взрывов, которые способны приводить к космическим катастрофам. Кстати, в самом центре нашего Млечного Пути "висят" два огромных газовых облака, каждое диаметром около 25 тысяч световых лет, что указывает на существование там колоссальной черной дыры массой около четырех миллионов солнечных. И теоретически она может взорваться. Хотя случится это, по всей вероятности, еще очень и очень не скоро.

Категория: Вселенная | Добавил: Admin (18.07.2015)